Посты

О чешских полицейских, дорогах и штрафах


Первое, что меня приятно удивило, это действительно ненавязчивое чешское «ГАИ».

Приехав в местное отделения для получения чешских прав, я с удивлением не обнаружил ни очередей, ни надменных гаишников с отвисшими животами. Я нажал нужную кнопку на автомате при входе, который выдал мне номерок с моим порядковым номером. За стеклянными перегородками сидели обычные чешские бабульки, которые и выдали мне без лишних вопросов нужный документ. Я так и не увидел там ни одного человека в форме.

Дорожная полиция в Чехии
Дорожная полиция в Чехии

А в самом деле, зачем они там нужны? Обычная канцелярская работа, выдать справку или госномер на машину, продлить документ — почему мы так привыкли у себя в России, что все это должны делать полицейские — ну ведь это же нелепость полная. А ведь эти наши «полицаи», выполняя на самом-то деле работу бабулек предпенсионного возраста, получают зарплату как настоящие полицейские, при этом надувают щеки, как если бы они рисковали каждый день жизнью, с оружием в руках защищая граждан от преступного элемента, да еще в добавок выходят на пенсию в 45 лет. Зазеркалье. Но я отвлекся…

А где же все-таки чешские гаишники? А они действительно есть, так же как и в России здесь меряют скорость, тоже зачастую поджидая в самых неожиданных местах. Однако при этом исключена возможность получения полицейским взятки. Вас даже не остановят в большинстве случаев, если вы превысили скорость, просто сфотографируют и пришлют штраф и попробуйте потом не заплатить. Система баллов здесь такая же, как была раньше у нас в России. Правда нет никаких талонов с дырками, и никакой гаишник не будет решать на дороге, продырявить вам талон или, помучив и взяв взятку, великодушно отпустить. Получив извещение о нарушении, вы должны посетить «ГАИ», откуда пришел штраф, если вам далеко туда ехать, то его перешлют по месту жительства. Там будут сидеть те же тётки, с которыми не «договоришься», уже хотя бы потому, что нет отдельных кабинетов, все бабульки сидят рядком и контролируют друг друга. А зарплаты у них, прямо скажем, не ахти какие, московские гаишники за такие зарплаты согласились бы на работу приходить только поздороваться (в лучшем случае). Надо отметить, что система баллов является здесь весьма жесткой, особенно к серьезным нарушителям. Вам вполне могут не прислать извещение о незначительном превышении скорости, но если вы совершите несколько нарушений правил за месяц, пусть незначительных, но в сумме тянущих на лишение прав, тут можете не сомневаться — вам обязательно пришлют вызов в полицию с пунктуально перечисленными проступками (в полиции предъявят и фотодоказательства) и даже не будут слушать оправданий, просто лишат прав без лишних эмоций.

Кстати, любопытно, в Чехии водители не предупреждают друг друга подмигиванием фар о том, что впереди за кустами стоит полицейская машина, причем не из вредности. Просто полицейских уважают и знают, что если полиция, к примеру, меряет скорость, то не для того, чтобы подзаработать, а для того, чтобы действительно повысить безопасность движения. Все просто.

Вообще чехи в большинстве своем дисциплинированные водители. Если и превышают скорость, то только слегка. Очень редко можно увидеть, чтобы машина не притормозила, проезжая через деревню. Но и рядить всех в белые одежды тоже не было бы правильным, конечно есть и нарушители, есть на дорогах откровенные психопаты, просто мало их, особенно в провинции. Надо заметить, что особо опасных водителей здесь ловят прямо на дорогах полицейские спецмашины, внешне ничем не отличающиеся от обычных легковушек (это могут быть даже машины-малютки типа опель «Корса»), но оснащены они по последнему слову техники, это и супермощный двигатель, и оборудование для измерения скорости, и незаметный (поначалу) проблесковый маячок. Такая машина незаметно едет в одном потоке со всеми и в случае если замечает нарушителя, догоняет его и в последний момент включает проблесковый маячок с требованием остановиться. В скором времени такие машины будут мерить скорость еще и встречных машин. Да, на безопасность движения здесь денег не жалеют. Всерьез рассматривается возможность оснащения полицейских машин оборудованием для дистанционной остановки машин-нарушителей, для того чтобы не устраивать опасных гонок с преступниками, а просто с пульта отключать двигатель преследуемой машины.

На фоне такого жесткого контроля, довольно странным смотрится лояльное отношение полиции к употреблению водителями спиртного. Чехи - одни из самых больших потребителей пива в Европе, и, видимо, поэтому выпить кружку пива перед тем, как сесть за руль здесь вполне допустимо. Надо заметить, правда, что «дыхнуть в трубочку» здесь вас попросят при любой остановке вашего автомобиля полицией, даже если вас остановили для простой проверки документов и страховки (такое здесь тоже иногда случается), и уж если намеряют превышение — держитесь, мало не покажется.

В столице, в отличие от провинции, к сожалению, нарушают чаще, сказывается нервная столичная жизнь, там чаще можно столкнуться и с невежливостью на дороге как между водителями, так и по отношению к пешеходам, хотя в основном пражане по-прежнему ведут себя на дорогах по-джентельменски.

Вообще Прага отличается от остальной Чехии, у пражан выше зарплаты и их так же недолюбливают в провинции, как в России москвичей, некоторые им завидуют и есть за что. В Праге лучше дороги, постоянно строят новые, ремонтируют старые, прокладывают тоннели под землей, в них, кстати, тоже что-то изредка проваливается с поверхности земли при строительстве, но, к счастью, без жертв. Строительство дорог опережает строительство жилья, поэтому транспортная ситуация (я сравниваю с Москвой) значительно оптимистичнее. Хотя надо отдать должное, что это это два несравнимых по населению города, и я боюсь представить, что было бы с транспортом в Праге, если бы в ней жило 13 млн. человек. Но Прага не вся Чехия, а в провинции дороги естественно похуже — иногда не хватает бюджетных средств не то, что на строительство новых, но иногда даже на поддержание старых дорог, но как-то латают, заделывают дырки после зимы и ездят и в общем надо сказать, что ездить все-таки в целом приятно и не страшно. Да, с соседней Германией, конечно, не сравнить, но все равно лучше в Чехии с не самыми лучшими дорогами, чем в Германии с наилучшими, поскольку немецкие полицейские чехов у себя не жалуют. Периодически в новостях то и дело появляются сообщения об очередном вопиющем случае оскорбительного поведения немецких полицейских по отношению к чешским водителям, немцы действительно иногда ведут себя бесцеремонно и оскорбительно, хотя не могу сказать с поводом или без. Кстати, о Германии. Чехи берут налог за проезд по большинству своих скоростных дорог как со своих граждан, так и с тех же немцев, хотя сами чехи могут бесплатно колесить по всей Германии. Это, конечно, несправедливо. Для проезда по скоростным магистралям в Чехии необходимо купить наклейку на стекло, цена зависит от срока действия, чехи обычно покупают их на год. Кстати, беря машину в прокат, убедитесь, что она имеет такую наклейку, поскольку нечистые на руку прокатчики порой на этом экономят, объясняя это «забывчивостью», и предлагают вам самим ее купить якобы в счет стоимости аренды, потом получить с них эти деньги может быть проблематично.

Немного стоит рассказать про чешских полицейских. Однажды в Праге я случайно заехал на дорогу, по которой можно ездить только общественному транспорту, просто не заметил знак «движение запрещено», к слову сказать, он был почти незаметен, и впоследствии я не раз видел, как другие машины тоже по ошибке туда заезжали. Так вот меня остановили сразу же. Два вежливых полицейских вынырнули как из-под земли. Однако увидев мою искреннюю растерянность или сделав скидку на то, что я иностранец, меня отпустили, объяснив, как правильно доехать до нужного квартала и пожелав счастливого пути. Глядя на них, мне тут же вспомнился мой старый детский диафильм «Страна без острых углов». Таких сказочных полицейских я больше не стречал, но это доброе воспоминание теперь сохранится у меня навсегда.

Страна без острых углов - 1
Страна без острых углов — 1

Страна без острых углов - 2
Страна без острых углов — 2

Страна без острых углов - 3
Страна без острых углов — 3

Страна без острых углов - 4
Страна без острых углов — 4

 



Комментарии в социальных сетях

Комментарии к этому посту.
  1. Mohnatyj Февраль 9, 2014 Ответить

    Немножко не соглашусь с автором.

    1. Не раз видел как водители на трассах сообщали о наличии полицейских за поворотом.

    2. В Чехии замена водительского удостоверения прошла гораздо сложнее и заняла больше времени, чем эта же процедура в России. В России на сайте ГАИ есть четкий список документов для замены ВУ. В Чехии же список документов на сайте не совпал с действительностью и как минимум 4-5 человек, которые должны знать процедуру замены ВУ были совершенно некомпетенты и срок замены ВУ увеличился в два раза. Это я не говорю о больших очередях в магистрате.

    Ну а культура людей на дорогах гораздо выше чем в России, с этим согласен ))

  2. Andrey Сентябрь 29, 2014 Ответить

    Поголовно дуть заставляли только в рамках теста, в январе-феврале 2010 года. Результаты теста были признаны удовлетворительными, а вот временные расходы на процедуру поголовной проверки водителей на алкоголь — нет. Поэтому необходимость дуть-не дуть оценивает полицейский, пока из практики, если нарушил, то дуть заставят. 🙂 Если проверка документов — не дуть, если не вызовешь подозрений.

    Замена прав РФ на права ЧР серьезно усложнилась с 2012 года, до этого она постепенно усложнялась. В 2009 мне права поменяли за три недели проверки и 20 минут на подачу заявления, помогал в 2014 году ребятам менять права — спросили все, потребовали показать супругу, ребенка, не хватало только заставить анализы сдать.

    Думаю, что замена прав других государств на российские права также сложна и терниста.

Оставить комментарий - имя*/email*/сайт