Посты

Свой бизнес в Чехии — реально ли? Список самых провальных бизнесов в Чехии


Бизнес в Европе сильно отличается от российского и украинского, поэтому, думаю, многим эта тема будет интересна, так как в принципе относится не только к бизнесу в Чехии, но и вообще в любой западноевропейской стране (Германии, Австрии, Польше, Словакии и проч.).

Начнём с того, что чтобы организовать бизнес в Чехии, не нужно много времени, трудозатрат и сил. Тем более сейчас, когда с 2014 года уставной капитал ООО может быть от одной кроны. В отличие от России организация бизнеса в Чехии очень проста. Идёте к нотариусу для оформления необходимых документов, затем подаёте заявку в Торговый суд и в принципе всё.

Основные популярные формы бизнеса в Чехии — это ООО (s.r.o.) и индивидуальный предприниматель (živnostník). ООО подходит больше для фирм, где есть сотрудники. Если вы работаете один, то обычно в Чехии оформляют ИП.

Владелец пивного завода Бернард
Владелец пивного завода Бернард

Список самых распространённых бизнесов в Чехии

  1. отельный
  2. туристический
  3. сувенирный
  4. агентства недвижимости
  5. ресторанный
  6. такси и аренды машин
  7. салоны и парикмахерские, фитнес-центры
  8. аптечный
  9. ветеринарный
  10. строительный
  11. торговля продуктами и предметами первой необходимости («вечерки», «трафики», лавочки, супермаркеты, газетные киоски)
  12. интернет-магазины и торговля в интернете
  13. «открывашки» и оказание услуг для иностранцев (то есть для русских и украинцев) — в последнее время становится всё более невыгодным, так как количество новоприбывших иностранцев в Чехии, на которых и держится данный бизнес, уменьшается с каждым годом

Все эти виды бизнеса в основном у чехов являются семейными, то есть вы будете сами и управлять, и работать на фирме. Расширить подобный бизнес до нескольких десятков а то и сотен работников  удаётся мало кому, так как для этого требуются очень большие вложения и удача. Ну и естественно, доход у таких семейных фирм очень скромный, если сравнивать с доходом подобных фирм, скажем, в Москве или крупных городах России.

Мой топ самых провальных в Чехии бизнесов

Ресторанный бизнес

Это вообще притча во языцех. Казалось бы, сколько уже народу доказало своими неудачными примерами, что ресторанный бизнес для стартапа в Чехии вообще не годится. И всё равно всё новые и новые рестораны, пивные и кафе открываются и снова закрываются. Это особенно характерно для Праги. А всё дело в том, что купить или снять помещение для ресторана, пивной или кафе очень просто, а главное, недорого. Нужно кроме невысокой арендной платы ещё заплатить «отступные» бывшему арендатору или хозяину (от несколько десятков до несколько сот тысяч крон), которые не подлежат возврату. Но вся фишка в том, что как раз убыточные заведения и продаются и сдаются. В Чехии никто в своём уме не сдаст вам и не продаст успешный ресторан или «господу». Это нереально. Вот и пытаются всё новые и новые новички-предприниматели как-то начать с того, что уже приобрело налёт неудачи. У чехов даже есть передача, представьте себе, где их популярный повар Зденек Полрайх ходит по разоряющимся ресторанам и советует, как улучшить бизнес (Ano, šéfe!). Однако чаще всего он советует закрыть его и больше никогда не возвращаться в этот бизнес 🙂

На заметку русским иммигрантам — русская или украинская кухня не пользуется популярностью ни у чехов, ни у иммигрантов. Всё дело в том, что чехи всегда предпочтут свою национальную кухню или китайско-вьетнамский бюджетный фаст-фуд, с которым всё равно русская кухня соревноваться не сможет.

Отельный бизнес

Ещё один убыточный бизнес-пласт в Чехии. Ещё раз повторюсь для наивных, никто в своём уме в Европе не будет продавать раскрученный и приносящий доходы отель или пансионат. Дураков нет. Вообще содержать отельный и ресторанный бизнес в Чехии очень нелегко, основные причины — высокие коммунальные платежи, дикая конкуренция и как результат невысокие доходы в лучшем случае, а в худшем — убытки.

«Открывашки»

Очень многие русские и украинцы в Чехии были заняты в так называемых «открывашках» — это фирмы, которые помогали открывать фирмы для вновь прибывших из СНГовии русскоязычных иммигрантов, а также оказывающие различные услуги (оформление ВНЖ, приглашения, сбор различных документов и проч.). В последнее время в виду того, что новых иммигрантов в Чехии сейчас практически нет, все эти бывшие «открывашки» переквалифицировались в продажу недвижимости для лохов русских. Однако в настоящее время таких лохов иммигрантов, готовых с переплатой покупать недвижимость у сомнительных посредников, становится всё меньше и меньше. Какой смысл покупать недвижимость у таких «открывашек», когда можно напрямую договориться с чешским застройщиком или риэлтором?

Агентство недвижимости

В Чехии огромное количество «реалиток» (агентства недвижимости здесь так называют). Конкуренция такая же, как у отелей и ресторанов, так что думайте сами. Работа очень неблагодарная и тяжёлая. И всё равно чехи обращаются охотнее в уже проверенные и давно существующие на рынке «реалитки». Новичкам добиться успеха в этой области крайне тяжело.

Продажа строительных товаров (двери, натяжные потолки, окна и проч.)

Специфика чешского и европейского строительного рынка в том, что ремонт чехи хотят сделать очень дёшево. Как следствие — самая дешёвая дверь и окно из местного Хорнбаха, самостоятельно поклейка обоев или покраска стены, какие уж там натяжные потолки или золотые унитазы, как любят богачи в России. Поэтому на таком бизнесе много не заработаешь, а скорее и понесёшь убытки. Ну и такие гиганты как Хорнбах, Баумакс и Оби, конечно, здесь захватили львиную долю строительного рынка.

Сдача в аренду квартиры и офиса

В Чехии не проживёшь на сдачу квартиры, как, скажем, в Москве. Двушку с мебелью и новой техникой близко к центру Праги можно сдать максимум за 10-12 000 крон. А геморроя больше, чем кажется, ведь по чешским законам арендодатель менее защищён, чем съёмщик, о чём я пиала в статье о новом Гражданском кодексе 2014 года. Кроме этого, у чехов принято коммунальные платежи, размер которых не мал, включать в стоимость арендной платы. Таким образом, реальная арендная плата за двушку в Праге — 6-8 000 крон. После оплаты налога государству 15% и вычета собственно амортизации квартиры вам лично останется с гулькин нос. Поэтому лично я считаю, что инвестировать в недвижимость Чехии очень неоправданно. Ну, конечно, местные «открывашки» будут рассказывать вам, как выгодно сдавать в Праге квартиры, но только реальность такова, что всё чаще люди предпочитают брать ипотеки, благо процент в Чехии невысок, чем платить за чужое жильё. Таким образом, спрос на аренду квартир постоянно снижается, стоимость недвижимости также падает, и стоимость арендной платы также уменьшается с каждым годом, несмотря на инфляцию и подорожание евро.

Выводы из запоев и оккультные услуги

Вот чем мне нравится Чехия, так это тем, что ну некого здесь выводить из запоя или привораживать. И даже сглаз тут никому снимать в общем-то и не надо. И за гадание на кофейной гущи ни один европеец в своём уме не заплатит. Поэтому в их газетах нет «запойных» разделов, а магические услуги очень редки и не пользуются популярностью. Да и русские иммигранты после приезда в Чехию больше не нуждаются в выводе из запоя и снятия сглазов. Даже не знаю, почему.

Специфика бизнеса в Европе

Но открыть свой бизнес — это ничто по сравнению с тем, как его поддерживать и развивать, что, к сожалению, намного сложнее в Европе. Рассмотрим основные отличия.

Брэнд

В Чехии это называют «značkovost». Если в России особо не важно, сколько лет фирма проработала на рынке, а также статус и раскрученность брэнда, отзывы покупателей и прочее, то в Европе всё это - основа прибыльного бизнеса, залог его успеха и процветания. И чем выше уровень благосостояния страны, тем этот фактор становится важнее. В Европе принято покупать или заказывать услуги на постоянной основе. На новинки люди реагируют гораздо медленнее, чем в России и странах СНГ.

 Экономичность европейцев

Вы никогда не разбогатеете на продаже золотых унитазах или итальянских алмазных панелей в Чехии. Здесь мало кто купит вещи с оттенком роскоши, даже богатые по нашим меркам люди. В Европе принято жить практично и экономить на всём, так что лучше подстраиваться под эти требования рынка.

Высокая конкуренция

Если в России или на Украине высока вероятность таких ситуаций, когда можно организовать неплохой бизнес и владеть долгие года и даже десятки лет всем рынком своей ниши, то в Европе это практически невозможно. Здесь захвачены почти все области, приготовьтесь к жёсткой конкуренции. Разориться можно в один момент, поэтому европейские бизнесмены всегда держат руку на пульсе.

Интернет

Если в России недобросовестным производителям и продавцам есть возможность существовать, то в Европе практически нет. Здесь очень распространён интернет, и отзывы о плохом качестве товаров или услуг мгновенно распространяются по всей стране и по всей Европе.

Сервис

Сервис или обслуживание клиента в Европе на очень высоком уровне, гораздо выше, чем в России. Тут обходительность, улыбка на лице и дружелюбное отношение — просто обязанность каждого продавца. Как правило, иммигранты, которые только устраивают свой бизнес в Европе, не учитывают это обстоятельство и проигрывают европейцам по сервису и качеству обслуживания.

Покупка готового бизнеса в Чехии и в Европе

Ещё раз повторюсь, что нельзя ни в одной стране Европы с улицы купить готовый и приносящий доходы бизнес. Не ведитесь на заманчивые предложения за несколько десятков тысяч евро купить готовый бизнес, это жуткий обман. Никто в своём уме ни в одной стране вам доходный бизнес не продаст. Купить реально можно только проблемную компанию. И подумайте тысячу раз, хватит ли у вас денег, терпения и удачи поднять такую фирму на ноги. Абсолютно бестолковая затея покупать «готовый» бизнес в форме ресторана или отеля в Чехии, как уже было замечено ранее. Также не рекомендую связываться с русскоговорящими «открывашками», предлагающих покупку или раскрутку бизнеса. Никто за вас ваш бизнес не сделает, только ваш труд и удача смогут сделать бизнес доходным.

Чешский милионер Бабиш
Чешский милионер Бабиш



Комментарии в социальных сетях

Комментарии к этому посту.
  1. А я вот против открывашек принципиально. Там, где они есть, появляется коррупция и ненужная переплата денег неизбежно. Считаю, что иностранец имеет и так много способов открыть фирму, не прибегая к вашим услугам:

    1. Бесплатно найти фирму на форумах, сейчас многие «дарят» ненужные фирмы

    2. Самостоятельно

    3. С чешским нотариусом

    Я сама открывала фирму когда-то давным-давно с очень известной открывашкой, у которой офис в Москве. Я тысячу раз пожалела потом. И дело даже не в зря потраченных 1500 евро, а в том, что я подписывала доверенности на неизвестных мне людей, потом эти доверенности «потерялись» в этой фирме, потом я сразу переплатила за юрадрес, «лицензию» и бухгалтера. В общем, ободрали они меня как липку. И вы точно так же делаете, стоит кому-либо попасть в ваши лапы. Это бизнес, Открывашкин, просто ваш бизнес. Не надо лукавить, что вы так не делаете.

  2. Мамонт Апрель 18, 2014 Ответить

    >В последнее время в виду того, что новых иммигрантов в Чехии сейчас практически нет

    По какой причине?

  3. ольга Февраль 26, 2015 Ответить

    Спасибо Вам. ОООчень хорошие статьи, большой респект вам.

  4. Спасибо, Ольга. Рада, что вам нравится. В основном наши соотечественники рады написать гадость, в опечатку тыкнуть или просто вопрос написать свой личный (хотя в правилах блога написано, что личные вопросы не пишите в комментах). Мало кто вот так просто от души напишет похвалу.

  5. Денис Март 27, 2015 Ответить

    Спасибо, очень дельная статья. Думал о бизнесе в Чехии, но понял, что все упирается в одно — в низкую покупательную способность населения, а также естественное желание сэкономить на всем. И Ваша статья только подтвердила мои опасения. Но, все-таки, интересно было бы узнать Ваше мнение насчет открытия бизнеса в интернете.

  6. Eric Апрель 30, 2015 Ответить

    Спасибо за статью , вместе с этим хочу сказать что нет страны в которой бизнесу гарантирован успех . Законы и налогообложение во всех странах свои , однако законы бизнеса работают одинаково во всех странах ( помимо коррупции конечно же) . Надо учитывать психологию покупателей, рынок , статистику , рентабельность . В Чехии много бизнесов , и если они работают значит потенциал есть .Главное грамотно всё организовать , иметь финансовую поддержку на стороне .

    • Странная у вас логика. В любой стране много бизнесов (ну если это конечно не Северная Корея какая-нибудь и не Тумба-Юмба). И в любой стране есть потенциал. Смысл этой статьи — раскрыть особенности бизнеса в Чехии и отличия от России, я никак не утверждаю, что заниматься в Чехии бизнесом невозможно или нет потенциала. Поэтому коммент ваш не очень поняла.

Оставить комментарий - имя*/email*/сайт